Новости за неделю

1. Госдума рассмотрит вопрос ранжирования фейк-ньюс агрегаторами в октябре

Госдума будет рассматривать вопрос ранжирования фейковых новостей в новостных агрегаторах в октябре. До этого времени депутаты проведут консультации по теме с представителями агрегаторов, журналистского сообщества и экспертов.

О соответствующем решении Совета Думы сообщила пресс-служба нижней палаты парламента:

«На совете Госдумы первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев поднял вопрос о фейковых новостях, в том числе в новостных агрегаторах. Было принято решение всесторонне изучить этот вопрос с тем, чтобы при обсуждении и принятии решения можно было заранее встретиться с представителями средств массовой информации и, прежде всего, думского пула журналистов, экспертного сообщества, самих новостных агрегаторов и вернуться к обсуждению этого вопроса после всех консультаций уже в октябре».

Поводом для недовольства Исаева стало сохранение в топе Яндекс.Новостей заголовков публикаций по статье Коммерсанта, сообщающей о якобы имеющей место инициативе депутатов по запрету использования старых автомобилей. Позже появилось опровержение этой информации, однако сюжет возглавляла именно заметка про запрет.

Андрей Исаев подчеркнул, что «депутатов волнует тема фейков особенно, когда они уже опровергнуты, а новость продолжает присутствовать в топах». Его поддержал спикер Вячеслав Володин, который обещал вынести проблему на Совет Думы сегодня, 19 августа.

В Яндексе в ответ на сложившуюся ситуацию пояснили, что агрегатор Яндекс.Новости объединяет в своей ленте публикации крупнейших СМИ страны, при этом сам агрегатор не осуществляет редакторскую функцию или функцию проверки фактов – в соответствии с действующим российским законодательном эта ответственность лежит на СМИ.

2. Gmail начнёт выделять ошибки в письмах и предлагать исправления

Google запустил новую функцию в Gmail, которая будет выделять орфографические и грамматические ошибки по мере набора текста и предлагать исправления. Для этого сервис будет использовать ИИ.

При этом некоторые часто встречающиеся орфографические ошибки Gmail будет исправлять самостоятельно.

Google анонсировал эту функциональность в Gmail в июле 2018 года на конференции Cloud Next. На тот момент она была запущена в превью-режиме для участников программы Early Adopter.

Для построения ИИ-модели, которая распознаёт нюансы грамматических ошибок, компания тесно сотрудничала с лингвистами.

В Google отметили, что это была непростая задача, поскольку грамматические ошибки являются более сложными, чем орфографические, потому что их нельзя выявить с помощью словарей.

Грамматические подсказки работают на основе ИИ-функции Smart Reply, которая использует машинное обучение для создания быстрых и контекстуально релевантных ответов на входящие сообщения.

Ранее проверить письмо на ошибки в Gmail можно было только вручную, с помощью опции «Проверить орфографию» в меню нового сообщения. При этом проверка грамматических ошибок была недоступна.

Запуск новой функциональности для всех версий G Suite был начат 20 августа.

3. ФАС возбудила дело против «Яндекс.Вертикалей» за рекламу Auto.ru

Комиссия ФАС России признала рекламу сервиса по размещению объявлений о продаже автомобилей Auto.ru, распространяемую ООО «Яндекс.Вертикали» (управляет Авто.ру), нарушающей Закон о рекламе.

Картинки по запросу «Яндекс.Вертикали»

Основанием для возбуждения дела стало обращение гражданина с претензией к размещенным в 2018-2019 гг. на телеканалах «Первый канал», «ТНТ», «Россия 24», «Че» рекламным роликам.

В них покупатель и продавец обсуждают продаваемый автомобиль и затрагивают вопрос о том, почему объявление о продаже этого автомобиля не было размещено на сайте www.auto.ru. Диалог продавца и покупателя сопровождается комментарием третьего лица. Он поясняет причины, по которым объявление о продаже автомобиля его продавец не разместил на сайте auto.ru (пожелал скрыть правду об автомобиле).

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Спорные рекламные ролики также были вынесены к обсуждению членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при ФАС России. Большинство экспертов усмотрело в роликах признаки нарушения рекламного законодательства.

ООО «Яндекс.Вертикали» как рекламодателю ненадлежащей рекламы выдано предписание об устранении нарушения. Материалы разбирательства переданы для возбуждения дела об административном правонарушении. Компании грозит штраф от 100 до 500 тыс. рублей.

4. Facebook расширил фактчекинг на Instagram

Пользователи Instagram получили возможность помечать тот контент, который они считают неправдивым. Эти пометки сервис будет использовать для лучшего понимания дезинформации на платформе и обучения искусственного интеллекта находить такой контент.

Instagram также будет использовать эту обратную связь и другие сигналы, включая давность поста и предыдущее поведение аккаунта, для определения того, требует ли запись проверки сторонними экспертами.

Чтобы сообщить о фейковом контенте, нужно нажать на меню в виде трёх точек в правом верхнем углу записи, выбрать «Пожаловаться на неприемлемые материалы», а затем – «False information».

В русскоязычной версии сервиса новый пункт пока не появился:

Если выяснится, что пост действительно содержит неправдивую информацию, то он не будет удалён, но будет понижен в разделе «Поиск и интересное» и на страницах с хештегами. При этом автор записи не узнает о том, что его контент находится на проверке, и какое решение в конечном итоге примет специалист по фактчекингу. Проверкой постов в Instagram будут заниматься те же организации, что проверяют контент в Facebook.

5. YouTube уберёт возможность обмена личными сообщениями

YouTube решил отказаться от встроенного мессенджера, который позволял пользователям обмениваться личными сообщениями. Согласно заявлению компании, эта функция будет отключена 18 сентября. Информация об этом также добавлена в Справку и в интерфейс сервиса.

В YouTube объяснили, что решили сосредоточиться на улучшении публичных обсуждений. В компании также отметили, что пользователи смогут и дальше делиться видео с сайта с помощью иконок социальных сетей. Но отправлять ссылки в личных сообщениях они больше не смогут.

Пользователи восприняли эту новость негативно. В обсуждении под заявлением компании они оставили множество недовольных и недоумевающих комментариев.

Напомним, что YouTube начал тестировать встроенный мессенджер в январе 2017-го, а в августе того же года он был запущен для всех пользователей мобильных приложений сервиса. Позже функция обмена личными сообщениями также появилась на десктопах.

6. Сбербанк планирует купить 2ГИС

Сбербанк начал переговоры о приобретении активов картографического сервиса 2ГИС. Как сообщил один из источников в кредитной организации,  инициаторами диалога стали владельцы 2ГИС. Однако официально представители банка и сервиса 2ГИС никак не комментируют эту  информацию.

По данным Mediascope, 2ГИС занимает 10 место в рейтинге крупнейших холдингов рунета. Его ежемесячная аудитория в июне 2019 года на мобильных устройствах и десктопах составила 19,7 млн человек.

7. Google и Mozilla будут блокировать национальный сертификат безопасности Казахстана

Google и Mozilla заявили, что примут меры для защиты пользователей Казахстана от слежки за ними со стороны властей. Обе компании будут блокировать национальный сертификат безопасности, представленный правительством страны в июле.

Специальный корневой сертификат Qaznet позволяет перехватывать и расшифровывать HTTPS-трафик тех пользователей, которые его установили.

Телеком-провайдеры Казахстана начали уведомлять своих клиентов о необходимости установить этот сертификат на абонентские устройства в июле. В противном случае они могут потерять доступ к интернету.

Это нововведение якобы было призвано защитить пользователей от киберугроз и противоправного контента. При этом эксперты отрасли считают, что таким образом правительство Казахстана хотело установить слежку за гражданами на государственном уровне.

Как показало исследование Censored Planet, сертификат позволял казахскому правительству проводить атаки типа «человек посередине», перехватывая HTTPS-трафик по 37 доменам, включая Facebook, Twitter, Google и др. Обычно HTTPS-сайты защищены таким образом, что государственные органы не могут получить к ним доступ. Однако MitM-атака разрывает защищённое соединение, позволяя властям свободно следить за интернет-активностью пользователей.

Теперь браузеры Chrome и Firefox будут блокировать вредоносный сертификат ещё до того, как пользователь его скачает.

Что касается установленных сертификатов, то Firefox при обнаружении корневого сертификата Qaznet будет блокировать соединение и выдавать сообщение об ошибке. Chrome также будет его блокировать.

При этом стоит отметить, что по данным Reuters, около двух недель назад правительство Казахстана перестало требовать от пользователей установки указанного сертификата, в связи с чем инициатива Mozilla и Google может показаться несколько запоздалой.

Группа казахских юристов подала в суд на трёх мобильных операторов за ограничение доступа к интернету после отказа пользователей установить сертификат. В ответ Комитет государственной безопасности Казахстана заявил, что запуск сертификата представлял собой «тест», который уже завершён.

В комментарии Engadget представитель Mozilla подтвердил, что компания в курсе этой информации. Однако те пользователи, что установили сертификат, могут быть по-прежнему уязвимы. Поэтому и были приняты меры по их защите.

Он также отметил, что Mozilla продолжит следить за действиями правительства Казахстана и готова предпринять необходимые меры, если подобные сертификаты будут выпущены в будущем.

8. YouTube запретил правообладателям монетизировать короткие аудио

YouTube внёс изменения в правила подачи заявок Content ID вручную. Теперь правообладатели не смогут использовать эту функцию для монетизации аудио с небольшой длительностью и непреднамеренно используемого аудио.

Ранее правообладатели могли заявлять права даже на очень короткие отрывки, в результате чего весь доход от видео переходил к ним. Теперь YouTube решил устранить эту несправедливость.

При этом обновление коснулось только ручной подачи заявок. Система Content ID продолжит автоматически помечать видео в прежнем режиме.

Кроме того, у правообладателей также останется возможность запретить монетизировать их материалы или заблокировать нарушающий авторские права контент.

Новые правила вступят в силу в середине сентября. Они будут распространяться на все заявки, поданные вручную. Подробнее с новыми правилами и исключениями из них можно ознакомиться здесь.

9. Google AdSense и AdMob заблокируют рекламу на сайтах с мошенническим трафиком
Google выкатил обновление, которое позволит предотвратить рекламные расходы на недействительный трафик.  Поисковик запустил новые модели машинного обучения, которые заблокируют клик или показ объявления в AdSense и AdMob, если на сайтах издателей будет выявлена подозрительная активность или фрод.

Обновленная система защиты поможет рекламодателям не потратить бюджет на показ рекламы ботам вместо реальных пользователей.
Издатели, которых затронет данное изменение, получат уведомление в пользовательском интерфейсе о том, что количество рекламных объявлений для показа ограничено. Там же Google предоставит рекомендации по устранению этого ограничения.
10. AliExpress появился ВКонтакт

ВКонтакте появился сервис AliExpress с полным ассортиментом маркетплейса. Он разработан на платформе VK Mini Apps, не требует установки и открывается прямо в мобильном приложении соцсети. Не покидая VK, пользователи смогут найти интересные товары, ознакомиться со всей информацией о них, оформить доставку и оплатить заказы.

Ирина Денежкина, руководитель электронной коммерции ВКонтакте:

«Приложение станет одним из базовых элементов для целого ряда продуктов в направлении социальной коммерции. Вместе с AliExpress мы развиваем экосистему, где пользователи могут делиться своим опытом покупок и находить интересные товары. 

В будущем наши компании представят новый формат пользовательского контента в соцсети, который станет основой программы монетизации для авторов. Также план сотрудничества включает в себя уникальные предложения для продавцов и производителей товаров из России. Мы хотим сделать эти продукты органичной частью социальной сети и работаем в тесном контакте с нашими коллегами».

Напомним, в июне Alibaba Group, МегаФон, Mail.ru Group и РФПИ объявили о подписании обязывающих документов о создании совместного предприятия. Стороны планируют запустить крупнейшего игрока на рынке электронной коммерции России, в том числе за счет продуктовой интеграции с социальными сетями Mail.ru Group.

Меню